четверг, 31 января 2013 г.

Главы из Резолюции ООН по обеспечению безопасности детей


Глава 4
Безопасность  детей  на  пути  в  школу  и  из  школы,  а  также  в  ходе  их
перевозки
Настоящая глава учитывает ответственность взрослых за обеспечение безопасности детей,
затрагивает серьезную социальную проблему гибели и травмирования детей в условиях
дорожного движения и полностью соответствует Конвенции о правах ребенка,  в которой
содержится четко выраженный призыв к взрослым и различным учреждениям нести
ответственность за благополучие детей.  Такая задача предполагает защиту детей от
нарушений правил дорожного движения.
В ней содержится описание рекомендуемых мер,  касающихся обучения,  информирования,
поведения детей в условиях дорожного движения и их перевозки.  Меры,  касающиеся
оборудования для обеспечения безопасности детей на пути в школу и из школы и вблизи
школ, излагаются в главе 9 настоящей Резолюции.
4.1 Контекст
Дорожное движение является наиболее сложным и требующим внимания аспектом
окружающей среды, с которым может столкнуться ребенок. В результате физиологического
и психического развития ребенка его поведение менее предсказуемо и существенно
отличается от поведения взрослого человека.  Кроме того,  дети особенно подвержены
дорожно-транспортному травматизму и опасности длительной  (постоянной)  потери
трудоспособности,  которая может оказать глубокое негативное воздействие на качество
жизни пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей.

Для того чтобы снизить число детей -  жертв дорожно-транспортных происшествий,
значительное количество которых происходит с детьми школьного возраста на пути в школу
и из школы, а также в непосредственной близости от школ, органам власти следует принять
меры по предупреждению таких происшествий,  а родителям и администрациям школ
надлежит уделять более пристальное внимание опасностям, которым подвергаются дети.
4.2 Рекомендации, касающиеся безопасности детей на пути в школу и из школы
Меры, которые следует принимать, изложены ниже.
4.2.1 Роль органов власти
Им рекомендуется:
а) учитывать аспекты безопасности на пути в школу и из школы в процессе обучения детей
правилам безопасного поведения на дорогах, предусмотренного в пункте 2.1.3, в частности в
школах;

b)  обучать детей навыкам поведения на автобусной остановке,  при посадке в автобус и
высадке из него, а также в самом автобусе в ходе поездки. Такое обучение следует дополнять
практическими занятиями,  в частности для выработки навыков поведения в опасных
ситуациях;
с)  информировать водителей механических транспортных средств о проблемах детей,
которые не обладают необходимыми навыками адекватного реагирования на опасности,
возникающие на дороге;
d) защищать детей с помощью активных и пассивных мер;
е) усилить контроль за соблюдением водителями правил дорожного движения вблизи школ,
особенно в часы прихода и ухода детей;
f)  поощрять использование средств массовой информации для распространения программ,
предназначенных для родителей и детей и имеющих целью повышение безопасности детей
на пути в школу и из школы;
g)  обеспечить на национальном уровне статистический учет всех дорожно-транспортных
происшествий,  жертвой которых стали дети,  и принять меры для улучшения качества
собираемых данных. В тех случаях,  когда национальная статистика не включает данные о
дорожно-транспортных происшествиях,  имевших место на пути в школу или из школы,
необходимую информацию следует собирать посредством проведения специальных
обследований или обзоров;
h)  предпринять необходимые шаги для разработки исследований,  направленных на
повышение безопасности детей, которые участвуют в дорожном движении;

i)  организовать систему перевозок детей  (например,  школьными автобусами -  см.  в этой
связи пункты 4.2.3 и 7.1.1.2), в частности для учащихся младших классов, и особенно если
школа расположена далеко от места жительства.
4.2.2 Роль родителей и администраций школ
Рекомендуются изложенные ниже меры:
а) родителей следует информировать о том, что их дети как участники дорожного движения
обладают ограниченными возможностями;  следует побуждать родителей к повышению
безопасности их детей путем надзора и обучения:
i)  в отношении надзора следует особо поощрять сопровождение детей -  особенно
учащихся младших классов -  самими родителями или иным лицом,  а также
постепенное приучение их к тому, чтобы ходить без сопровождения;

ii) в отношении приобретения навыков правильного поведения в условиях дорожного
движения теоретическое обучение следует подкреплять практическим обучением в
реальных условиях дорожного движения; детей следует приучать к тому, как должен
вести себя пешеход (как переходить дорогу, как идти по краю дороги, у которой нет
тротуаров,  и т.д.).  Следует предусмотреть,  чтобы такое обучение проводилось как
специально подготовленными для этого лицами (например, учителями, сотрудниками
дорожной полиции), так и родителями.
b) взрослым следует напоминать о необходимости обращать особое внимание на то, чтобы
на собственном примере постоянно демонстрировать детям безопасное поведение,
обеспечивающее соблюдение правил дорожного движения;
с)  для обеспечения безопасности детей в опасных местах на пути в школу и из школы
следует организовывать патрули в составе лиц,  прошедших специальную подготовку,
например сотрудников полиции,  учителей,  родителей и,  возможно,  учеников старших
классов.  В этой связи следует учитывать,  что патрули,  состоящие из учеников старших
классов,  содействуют не только повышению безопасности детей в таких местах,  но и
получению общих знаний в области безопасности движения самими патрульными и
развитию у них чувства ответственности.  Поэтому предлагается уделять особое внимание
вопросу о содействии в создании и работе таких патрулей;
d)  следует информировать родителей и администрацию школ о важности улучшения
видимости детей с помощью ярко окрашенной одежды или предохраняющих
приспособлений  (из светоотражающих или люминесцентных материалов),  в частности в
условиях плохой видимости;
 e)  в отношении детей,  которые в соответствии с национальным законодательством могут
использовать велосипеды и мопеды, следует:
i) обучать их основным правилам дорожного движения;
ii)  указывать им на важность правильного оборудования их транспортного средства
(освещение, светоотражающие приспособления, тормоза и т.д.), а также ношения ярко
окрашенной одежды либо одежды со светоотражающими полосами;
iii) обучать их правилам использования защитных устройств (шлемов и т.д.);
iv)  а также указывать им на особые виды опасности, которые могут возникнуть при
движении на дороге для их категории транспортных средств,  особенно в связи с
наличием тяжелых транспортных средств.
Если детям разрешается использовать велосипеды с раннего возраста, то следует поощрять
сопровождение их родителями или каким-либо иным лицом,  а также соблюдение
рекомендаций, перечисленных в пунктах а) и b) выше, для того чтобы постепенно приучать
их к правильному поведению на дороге при пользовании велосипедом.

4.2.3 Рекомендации, касающиеся коллективной перевозки детей
a) перевозку детей стоя разрешать не следует;
b)  настоятельно рекомендуется присутствие сопровождающего.  Если функции
сопровождающего выполняет учащийся,  то следует предусмотреть,  чтобы ему/ей было по
крайней мере 16 лет и он/она прошел/прошла специальную подготовку;
c) водителей следует инструктировать по конкретным проблемам перевозки детей;
d)  следует предусмотреть,  чтобы транспортные средства,  предназначенные для перевозки
детей, имели сиденья, установленные по направлению движения и оборудованные ремнями
безопасности;
e)  в случае перевозки детей или школьников необходимо регулярно организовывать
мероприятия по учебной эвакуации детей.





Глава 9
Оборудование  для  обеспечения  безопасности  детей  на  пути  в  школу  и  из
школы и вблизи школ
В дополнение к рекомендациям, содержащимся в главе 4 настоящей Резолюции, в настоящей
главе перечислены различные меры по обустройству территории, позволяющие обеспечить
безопасность детей на пути в школу и вблизи школ.
9.1 Рекомендации, касающиеся окружающих условий вблизи школ и расположения
школ
а)  Поблизости от школ органам власти следует предупреждать водителей о возможном
присутствии детей при помощи надлежащих знаков, например тех, которые перечислены в
Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года;
b)  вблизи школ органам власти следует также принимать меры по ограничению скорости
транспортных средств, по крайней мере в часы школьных занятий и в то время, когда дети
идут в школу или из школы, а также по запрещению стоянки и обгона;
с)  вблизи школ движение автомобилей следует по возможности отделять от движения
велосипедистов и пешеходов;
d)  если выход детей непосредственно на улицу с интенсивным движением предотвратить
нельзя, то следует принимать меры - постоянного характера либо на время нахождения детей
в школе - по ограничению скорости движения на таких улицах;

e)  для транспортных средств,  перевозящих школьников  (автобусы,  частные автомобили),
следует предусмотреть места остановок,  которые по возможности следует размещать вне
проезжей части и на той стороне дороги, где расположена школа;
f) дороги, расположенные вблизи школ, и дороги, обеспечивающие подъезд к ним, следует
планировать,  проектировать,  оборудовать и содержать таким образом,  чтобы они были
безопасны для детей (достаточно широкие тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки,
боковые барьеры,  пешеходные переходы под проезжей частью или над ней,  обозначенные
соответствующими знаками, и разметка, светофоры и освещение проезжей части);
g)  на дорогах и стоянках в зоне возле школ не следует размещать искусственные и
естественные препятствия, включая стоящие транспортные средства, которые затрудняли бы
детям обзор дороги и движущихся по ней транспортных средств,  а водителям -  видимость
детей;
h)  по возможности надлежит исключать опасные ситуации на дорогах вблизи школ и на
маршрутах следования в школы;

i)  уже на предварительных стадиях планирования новых школ следует привлекать для
консультаций органы по надзору за безопасностью дорожного движения и органы
здравоохранения,  с тем чтобы школы располагались по возможности вблизи от жилых
районов и дальше от дорог с интенсивным движением транспорта;
j) выходы из школ и со школьных площадок следует планировать таким образом, чтобы они
вели на дороги, которые наименее опасны для детей в плане дорожного движения.
9.2 Рекомендации, касающиеся остановок рейсовых и школьных автобусов
а) Остановки школьного автобуса должны соответствовать рекомендации, предусмотренной
в пункте 4.2.1  е),  и их желательно размещать на территории самой школы.  Этот момент
следует принимать во внимание при разработке планов строительства новых школ;
b) если остановки школьного автобуса совмещены с остановками рейсового пассажирского
транспорта,  то это следует принимать во внимание при проектировании автобусной
остановки;
с)  пространство,  отведенное для детей,  ожидающих автобус,  должно быть достаточно
большим,  чтобы их вместить.  Его следует отгородить от проезжей части стационарным
барьером с промежутками в том месте,  где находятся двери автобуса.  Эти промежутки
следует защитить вторым барьером, находящимся дальше от края тротуара;
d) когда остановка школьного автобуса находится не в том месте, не расположена остановка
рейсового автобуса, ее следует обозначать особо.








Комментариев нет:

Отправить комментарий