суббота, 17 декабря 2016 г.

Урок № 1 по ОБЖ (2 класс) Окружающая среда и современное жилище

Цели урока:
1. Показать учащимся, какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни.
2. Обсудить с детьми опасные и безопасные ситуации, умение предвидеть опасность.
3. Обучить детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятия рациональных решений.

Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
2. Актуализация опорных знаний.
А) Вводное слово учителя:
- Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», коротко этот предмет называют ОБЖ.
- Назовите буквы, расположенные на «сенсорном кресте» (проводится скрытая гимнастика для глаз по методике В.Ф.Базарного):
о а с п о н т ь с.
- Какое слово получилось? (Опасность.)
- Каждого человека подстерегает немало опасностей, которые надо уметь предвидеть, избегать, а если что-то опасное случилось, то уметь действовать.
- Как вы понимаете слово опасность?
- А что такое безопасность? (Выслушиваются варианты ответов детей.)

- Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает. Безопасность – это отсутствие угрозы, когда человеку никто и ничто не угрожает.

- Посмотрите на волнистую траекторию на доске и прочитайте слова. Назовите «лишнее» слово.
(На доске начерчена волнистая траектория, по методике В.Ф.Базарного, с расположенными на ней словами – солнце, вода, лёд, гриб. Учащиеся прочитывают слова и определяют «лишнее» слово гриб. Объясняют правописание слов.)
- Почему вы определили «лишним» слово гриб ?
- Правильно, слова солнце, вода, лёд относятся к неживой природе, а слово гриб относится к живой природе. Живая и неживая природа вокруг нас – это окружающая среда.
- А может окружающая среда быть опасной для человека? (Да, нет.)
- Почему? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.
Запись в тетрадях даты, темы урока, определения слов опасность и безопасность.

Б) Беседа с учащимися:
- Скажите, где нас может подстерегать опасность?
(В лесу, на улице, в квартире, в доме, в подъезде, на реке, на дороге ...)
- О том, как соблюдать безопасность в лесу, на улице, в квартире, дома, в подъезде, на реке, на дороге мы будем говорить на уроках ОБЖ.
Мы будем учиться находить, предвидеть опасности, будем составлять и учиться соблюдать правила поведения, чтобы избежать опасности, узнаем, а что делать, если с человеком все же случилась беда.

3. Формирование новых знаний.
- А что в школе может быть опасным?
(Окна, коридоры, перила, лестницы, крыльцо ...)
- А почему они могут стать опасными?
- Как должны вести себя ученики, чтобы эти предметы стали безопасными? (Соблюдать правила поведения в школе на перемене и на уроке.)
- Отгадайте загадку и скажите, почему этот предмет может стать опасным:
Идет пароход –
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь – 
Ни морщинки не видать. (Утюг.)
- Почему утюг может стать опасным? Какие меры предосторожности надо соблюдать?
Барыня-княгиня
Весь мир нарядила,
А сама нагая ходит. (Иголка.)
- Почему иголка может стать опасной? Какие меры предосторожности надо соблюдать?
Без головы, а в шляпе. (Гвоздь.)
- Почему гвозди могут стать опасными? Какие меры предосторожности надо соблюдать?
На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине. (Чайник.)
- Почему чайник может стать опасен? Какие меры предосторожности надо соблюдать?

Физкультурная минутка – «Весёлые человечки».
/Проводится физкультурная минутка по методике Базарного В.Ф., доктора медицинских наук. Показываю «Веселых человечков», изображенных схематично и выполняющих различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Размер изображения равен 2 см. Дети вначале рассматривают человечка, а затем повторяют его движения./
 - Назовите одним словом: прихожая, кухня, комнаты, ванная – это ... (квартира).

- Какие предметы в вашем доме могут быть опасными и почему?

- Номера телефонов каких экстренных служб надо знать, если возникнет опасная ситуация?
(Скорая помощь –1 03, полиция –1 02, пожарная охрана – 101, газовая служба – 104).

4. Формирование практических навыков.

Работа по теме «Как рождаются опасные события».
1) Работа в группах. Каждой группе распределяются рисунки.
- Рассмотрите рассказы в рисунках, которые помогут вам понять, как рождается опасность.
1 группа.
Рисунок 1
2 группа.
Рисунок 2
3 группа.
Рисунок 3
- Обсудите ситуации и ответьте на вопросы:
В чем опасность ситуации?
Какие могут быть последствия каждого из поступков?
Как можно поступить в этой ситуации, чтобы избежать несчастного случая?
(Заслушиваются ответы групп и обсуждаются всем классом.)
Вывод: любое из этих неприятных событий не случилось бы, если бы их участники знали главные правила безопасного поведения:
предвидеть опасность;
по возможности избегать её;
по необходимости действовать.
2) Работа в парах.
- Внимательно посмотрите на рисунки .
- Какие ошибки сделал Незнайка и как все эти ошибки сложились в настоящую опасность?
Рисунок 4
- А теперь рассмотрите следующую историю в рисунках.
- Как этот же случай мог бы закончиться по-другому?
Рисунок 5
Вывод: лучше избежать опасности, чем с ней бороться.

5. Итог урока.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Какие правила надо знать, чтобы не попасть в опасную ситуацию?

Правила безопасного поведения:
предвидеть опасность;
по возможности избегать её;
по необходимости действовать.

- Выучить правила безопасности – это очень мало, всего полдела. Надо уметь применять их в жизни. И оказавшись в сложной ситуации, надо быстро решить, что делать. А для того чтобы принять правильное решение, надо много узнать о людях, о себе, о вещах и даже о собственной квартире.

6. Домашнее задание: нарисовать в тетрадях по ОБЖ опасные предметы и рассказать, почему они опасны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий