понедельник, 28 ноября 2016 г.

10 декабря - День рождения светофора

Где родился светофор?

          Светофоры с их яркими огнями-сигналами были не всегда. Дальними родственником светофора считается морской маяк, в темноте указывающий путь кораблям. Близкий родственник светофора — железнодорожный семафор, управляющий движением товарных и пассажирских поездов. Кстати, слово «Светофор» состоит из двух частей и имеет греческие корни. Что такое «свет» — понятно, а слово «фор» произошло от греческого слова «форос», что значит «несущий» или «носитель». Итак, «светофор» — это «носитель света» или «несущий свет».


          Днём рождения первого светофора считается 10 декабря 1868 года. В Лондоне перед зданием английского парламента было установлено невиданное ранее автоматическое устройство с меняющимися двумя сигналами: запрещающим и разрешающим движение. Первым, кто предложил использовать на оживлённых перекрёстках устройство светофорного типа по принципу железнодорожного, был инженер-механик Джон Найт. Говорят, что до этого изобретения он додумался после того, как сам в уличной толчее попал под конную повозку и получил травмы. Чтобы сигналы были лучше видны в непогоду и тёмное время суток, в све- тофор был установлен газовый фонарь, перед которым менялись красное и зелёное стекла. Кроме того у первого светофора были специальные сигнальные крылья. Спущенные сигнальные крылья устройства и зелёный сигнал означали «Внимание», а горизонтально расположенные крылья и красный сигнал — команду «Стоп». На первый сигнал водители могли ехать, а пешеходы должны были пропустить транспорт. Включённый сигнал «Стоп» давал дорогу пешеходам, а водители авто и конных экипажей ждали. Цветные сигналы при помощи приводных ремней сменял дежуривший у светофора полицейский. Почти месяц любознательные англичане любовались таким изобретением регулирования движения, пока не случилась беда. Из-за несовершенства конструкции однажды газовый фонарь взорвался, а жертвой взрыва стал дежурный полицейский. После этого трагического события о светофоре на десятилетия забыли. С развитием автомобильной промышленности светофоры стали просто необходимы. По некоторым данным, отцом первого электрического светофора стал американец Джеймс Хог. Первые электрические дорожные двухцветные светофоры с ручным управлением появились в 1914 году в американских городах Кливленд, Нью-Йорк и Чикаго. Они также имели всего два сигнала: красный и зелёный. Интенсивное движение через перекрёстки и довольно быстрая смена сигналов нередко создавали аварийные ситуации. Поэтому уже через четыре года жизненно необходимым фактором для всех участников движения стало появление третьего сигнала светофора. И трёхглазый светофор появился на одной из главных улиц Нью-Йорка. Новый сигнал имел жёлтый цвет и был установлен между запрещающим и разрешающим сигналами. В те же годы светофоры снова появились в Лондоне и Будапеште, и у них было немалое сходство с часами. Над перекрёстком вывешивали светофор в виде диска, разделённого на красный, жёлтый и зелёный секторы, по которому равномерно двигалась стрелка.
          В 1930 году подобный светофор установили в Москве на углу Петровки и Кузнецкого Моста, а чуть позже — на пересечении с улицей Неглинной. Работники милиции доводили до сведения жителей и гостей столицы следующие правила:
• Время движения стрелки по зелёному сектору диска — «Путь свободен».
• Время движения по жёлтым секторам диска — «Внимание, приготовься к смене сигнала».
• Время движения стрелки по красному сектору диска — «Путь закрыт»
          Немного раньше в столице на Страстной площади (ныне Пушкинской) дви- жением управлял светофор-семафор — устройство с перемещающимися «крыльями», который приходилось также вручную поворачивать на 90 градусов для пропуска транспорта через перекрёсток. Так называемые светофоры европейского типа не выдержали конкуренции с более простыми в использовании заокеанскими собратьями и уступили им место на дорогах. Сначала все светофоры переключались вручную, но уже в конце двадцатых годов в США изобрели автоматическое устройство для переключения сигналов — контроллер. Он работал по жёсткой заданной программе. В 1928 году в Лос-Анджелесе впервые стали использовать светофоры с вызывным устройством для пешеходов. В Москве в предвоенные годы также испытывались такие светофоры на улицах Солянка и Петровка. Сегодня в крупных городах мира число регулируемых светофорами перекрёстков достигает нескольких тысяч единиц. Союзником светофора всё больше становится счётно-решающая техника. Созданы многопрограммные контроллеры, способные изменять длительность сигналов в зависимости от интенсивности движения транспорта. Использование вычислительной техники, получение информации через специальные датчики и телеобзор дают возможность наиболее эффективно управлять транспортными и пешеходными потоками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий